Когда пришло время умирать царю Давиду, призвал он к себе своего сына,
будущего царя Соломона.
— Ты уже успел объездить много стран, встречался с разными
людьми, — сказал Давид. — Какое у тебя сложилось мнение о мире?
— О мире мнение у меня скверное, — отвечал Соломон. — Везде, где
бы я ни был, царят несправедливость, глупость, зло и несчастье. Я не
знаю, почему так устроен мир, но хочу всю свою жизнь посвятить борьбе
за справедливость, мудрость, добро и счастье.
— Но чтобы бороться за все за это, нужно знать, что оно из себя
представляет. Есть ли у тебя это знание?
— Такого знания у меня нет.
— Тогда слушай внимательно то, что я тебе расскажу.
Давным-давно, когда мир был еще молодой, населял землю
один-единственный народ и управлял этим народом единый Правитель (время
не донесло до нас его имени). Было у Правителя четверо сыновей —
Наследников (их имена также канули в Лету). Когда Правитель понял, что
умирает, он призвал к себе Наследников и завещал им нести людям
справедливость, мудрость, добро и счастье. Так же как и у тебя, у
Наследников не было знания о том, что такое справедливость, что такое
мудрость, что такое добро и что такое счастье.
— И тогда Правитель дал им это знание?
— Да. Он велел Наследникам хорошо запомнить следующее.
Несправедливость возникает из-за того, что человек относится к миру со
своими симпатиями и антипатиями, которые мешают рассматривать его
объективно (беспристрастно). Чтобы стать справедливым, человек должен
избавиться от их власти. А для этого он должен всегда поступать так,
как если бы мир существовал, а человек не существовал. Человек
справедлив только тогда, когда он смотрит на бытие мира из своего
небытия. "Мир существует, а Я не существую" — только этот принцип может
быть основанием справедливых мыслей и действий.
Глупость возникает из-за того, что человек, зная лишь ничтожную часть
сложного и многообразного мира, переносит это свое знание на то, что
ему неведомо. Невозможно вычерпать безбрежное море неведомого, поэтому
мудрости не достичь, стремясь к расширению своих знаний. Расширяя
знания, можно лишь перейти от большей глупости к меньшей. Мудр тот
человек, который ищет истины не в мире, а в самом себе. "Существую Я, а
мир не существует" — это принцип, которому следует всякий мудрец.
Зло возникает из-за того, что человек противопоставляет себя миру,
стремится достичь своих целей, вмешиваясь в естественный ход событий и
подчиняя их своей воле. Чем больше человек стремится господствовать над
миром, тем больше мир сопротивляется этому, и зло порождает зло. Добр
тот человек, который стремится не к господству, а к тому, чтобы
действовать сообразно существующему в мире порядку. "Мир существует и Я
существую, но Я стремлюсь не противопоставить себя миру, а раствориться
в нем" — этот принцип является основой любых добрых поступков.
Несчастье возникает из-за того, что человеку чего-то не хватает, и чем
большего ему не хватает, тем более он несчастен. А так как человеку
всегда чего-то не хватает, то, двигаясь по пути обладания, человек
может лишь перейти от большего несчастья к меньшему. Счастлив тот
человек, внутри которого весь мир, и поэтому ему не может чего-либо не
хватать. "Мир существует и Я существую, причем весь мир растворен во
мне" — вот формула счастья.
Когда Правитель умер, Наследники, обнаружив, что формулы
справедливости, мудрости, добра и счастья противоречат друг другу,
решили поступить следующим образом. Они разделили народ на четыре
равные части, и каждый Наследник стал управлять своей частью и нести
людям либо справедливость, либо мудрость, либо добро, либо счастье. В
результате возник Справедливый Народ, Мудрый Народ, Добрый Народ и
Счастливый Народ.
Прошло время, Наследники умерли, и Народы перемешались. Справедливые
люди знали только то, что такое справедливость, но не знали того, что
такое мудрость, добро и счастье. Поэтому справедливые люди несли в мир
глупость, зло и несчастье, мудрые люди несли в мир несправедливость,
зло и несчастье, добрые люди несли в мир несправедливость, глупость и
несчастье, счастливые люди несли в мир несправедливость, глупость и зло.
Поэтому ты, Соломон, и обнаружил в мире царство несправедливости,
глупости, зла и несчастий.
— Я все понял, — сказал Соломон. — Наследники Правителя сделали
ошибку: надо было бы всех людей научить всему сразу — и справедливости,
и мудрости, и добру, и счастью. Я не повторю их ошибку и буду нести в
мир все эти добродетели не по отдельности, а вместе.
— Но ты забываешь, Соломон, что мир необратимо изменился: нет уже
ни единого народа, ни единого Правителя. Кроме того, несправедливость,
глупость, зло и несчастье породили страх, и поэтому, даже победив эти
пороки, ты не сможешь искоренить страха.
— Чтобы искоренить страх, я должен быть бесстрашен? Но что такое
бесстрашие?
— Разные люди боятся разного, но все страхи сводятся к двум
типам: в радости люди боятся смерти, в печали боятся бессмертия.
Поэтому бесстрашен тот, кто знает цену и радостям, и печалям, и поэтому
не боится ни смерти, ни бессмертия.
...Давно жил царь Соломон, но люди помнят его. Его называли и
справедливым, и мудрым, и добрым, и счастливым. Но он был таким потому,
что поднялся над этими добродетелями, обретя более высокую: он был
бесстрашен.
Комментаторы